С любовью, навсегда. Самые проникновенные и трогательные истории — обычно о любви. Практически каждый вечер с 1 апреля 2014 года в Ярославле киноклуб «Нефть» показывал кино, даже если в зале был один зритель. Показывал такое кино, которое не показывал больше никто. Самые громкие фестивальные фильмы, картины, у которых иногда даже прокатного удостоверения не было, арт-хаус, который никто до конца не понимал, но бесконечно ценил. Киноклуб «Нефть» влюблял тысячи ярославских зрителей в искусство кинематографа — исключительно на языке оригинала с субтитрами — и создавал ту самую атмосферу, за которой возвращались постоянные зрители. Мы смотрели кино в «Нефти», потому что нигде больше в Ярославле не ценили ту связь, которая появляется между человеческими глазами и экраном. Потому что ни в одном кинотеатре, ни в одном мультиплексе больше не было души. А теперь в Ярославле попросту негде смотреть кино. Я помню свой первый фильм в «Нефти» — это был даже не фильм, а сборник Pixar-овских короткометражек, которые бесплатно показывали к Новому году. Тогда я вообще ничего не понимал в кино и поехал на другой конец города, потому что моей сестре-художнику важно смотреть анимацию на большом экране. Она, кстати, после этого была в «Нефти» постоянным зрителем картин про искусство и великих творцов. Я помню, что первый фильм в «Нефти», который я посмотрел после знакомства с основателем Андреем Алексеевым, был «Лето» Серебренникова. Сейчас я уверен, что нигде в Ярославле этот фильм больше смотреть нельзя — настолько прекрасно картина на этой площадке дополняется ее свободным духом. Грубо говоря, «Нефть» для Ярославля была Ленинградским рок-клубом нашего времени. Интересно, что когда я начал работать в «Нефти» и писать отзывы на фильмы, первой картиной для моей «критики» стал док «После “Лета”». Сейчас про всё это я писал бы по-другому. За более чем два года моей работы в небольшом ярославском арт-киноклубе происходило столько всего, что никаких постов не хватит. Тут я формировался как личность, как журналист, как синефил, хотя бы как просто интеллигентный парень. В зале на диванах и креслах я с упоением слушал о природе уличного искусства, о маркетинге, литературе, музыке и, конечно, о кинематографе. Я впервые смотрел Тарковского, Хичкока и Альмодовара, полюбил русское кино, впечатлялся «Оскару» на большом экране, написал о десятках фильмов (а всего посмотрел, пожалуй, около сотни). И я так безмерно этому благодарен, что не могу описать всё это простыми словами. Стоит ли разбирать причины закрытия «Нефти»? Безусловно, одна из — политическое давление. Это был слишком свободный киноклуб, которому ясно дали понять, что монополия на нефть — у государства. Думаю, что своим закрытием «Нефть» дала понять обратное — бесконечно качать нефть невозможно. Как говорил Наум Клейман у «ёщенепознера» — «эта вечность скоро кончится». Самые проникновенные и трогательные истории — конечно, о любви, но ещё и о смерти. К 5-летию киноклуба я с командой делал небольшой докреп про «первый европейский кинотеатр Ярославля». Звучит громко, но это абсолютная правда. Такой в хорошем смысле «европейский» след просто так не пропадает, свобода не забывается, «а настоящее искусство, как известно, не исчезает». youtu.be/BAhQAtHkTNY Текст из телеграм-канала нашего SMM-щика Никиты: t.me/coolikovnick